Злобные заметки о том, как банк 3.0 пошел на XYZ.
Кредитный бум. Мировой кризис. Охлаждение рынка. Отзыв лицензий. Избыток ликвидности. Дефицит ликвидности… И только проблемы кадров остаются для банков неизменными.
Проблема банковских кадров по-прежнему остается одной из самых актуальных. Об этом свидетельствует и весенняя конференция «Рынок труда в финансовой сфере», организованная агентством Bankir.Ru и журналом БДМ в марте этого года, и множество других конференций на ту же тему. Тем более что даже самые жадные до инновационных модных разглагольствований признали: при всех технологических новациях люди в банке останутся ключевым звеном, и никакой банк 3.0, банк 5.1 без людей не останется – иначе он останется без клиентов.
Сама же проблема очень давно и столь же безнадежно делится на три части. Первая – текучка, особенно на низовом уровне. Вторая – зарплатная гонка и определенная избалованность персонала. Третья – качество самих кадров, уровень их профессиональной подготовки и элементарных базовых знаний.
Полагаю, эту триаду с незначительными оговорками признает любой банкир и любой HR-менеджер (если только он действительно отвечает за подбор кадров, а не за корпоративные «веселые старты», тим-билдинги и прочую мишуру).
Что же происходит, когда начинают обсуждать банковские кадры в формате конференций, форумов, семинаров, интервью, докладов и т.п.? А происходит резкий поворот совершенно в другую сторону – в сторону набившей оскомину темы «поколений X, Y, Z». А пойдя на эти три буквы, все словно говорящие куклы начинают твердить одно и то же. Мол, новое поколение принципиально отличается от старого. Мол, с ними нужна другая система мотивации, нужно обеспечивать соответствие их запросам, адаптировать рабочие процессы под их субкультуру. И проч. и проч.
И – понеслась тема по кочкам. Геймификация! Новые карьерные стимулы! Новые форматы работы с молодежью!
У автора этих строк возникло – давно и стойко – ощущение, что повторяется история с голым королем, когда никто не решается сказать: эту тему высосали из пальца.
Ну, о геймификации рабочих процессов говорить всерьез вообще не хочется – этим пусть занимаются специалисты по социальной адаптации даунов. С обывательской точки зрения для меня главное лишь одно – чтобы геймификация не достигла ракетных войск и персонала атомных электростанций. А так – пусть хоть с пупсиком на кредитный комитет идет…
Что касается «новых карьерных стимулов», то есть ли они – у этого самого поколения Y? Вспомним некоторые исследования годовой давности (надеюсь, никто не станет утверждать, что за минувший год вылупилось еще и поколение Z+).
Что же хочет этот самый «игрек»? А он, как на полном серьезе констатировал один из докладчиков на одной из «работных» конференций, хочет: 1) гибкий график работы; 2) возможность работать дистанционно (из дома. Или на пляже); 3) возможность быстрого карьерного роста; 4) высокую зарплату; 5) международные командировки; 6) возможность обучения за счет работодателя.
А теперь – вопрос к читателям в диапазоне 35 и старше. Как во времена нашей молодости старшие товарищи назвали бы зеленого юнца с такими запросами? Как? Нет, это слово теперь запрещено думцами, давай подберем помягче. Правильно – оболтус. Ты, значит, хочешь на пляже валяться, «гибко» приходить, но при этом – сделать карьеру, а значит, руководить людьми? А если эти люди тоже хотят на пляже, а? Ты, значит, хочешь высокую оплату, но при этом предлагаешь еще и оплачивать твое «доучивание» – то есть недостаток твоего профессионализма. На работу, значит, ходить тебе не очень интересно, но в Милан и Нью-Йорк ты, так быть, поехать согласен? А в перерывах между пляжем и Миланом – чтоб «тим-билдинги» и «тренинги»…
А теперь, товарищи банкиры, – один простой вопрос. Вы что, искренне считаете, что стоит вопрос о том, как переделать банки под вот такого вот самодовольного и жадного лентяя? А оно нам надо?
Ах да, нас же заставлял растущий рынок и зарплатная гонка. Так они, знаете ли, закончились. И банков уже не 1300, и не 1100. Дай бог, если останется 800. Так что – начался великий разворот совсем к другому рынку труда. И хотя он далеко не от хорошей жизни – не уверен, что этот разворот не на пользу российскому рынку и российскому социуму.
Настоящая проблема с кадрами – в ее третьей части – квалификации и степени профессионализма. С ними – беда. Но, боюсь, решить ее в краткосрочном варианте не удастся. Потому что большинство так называемых корпоративных «университетов» и учебных центров сводится к примитивным тренингам по технологии продаж, «впаривания». А для всего остального – недостаточного желания банков поднять профессионализм финансистов. Нужно желание ВУЗов. Выраженное не в виде участия представителей вузов в многомудрых конференциях и форумах, а продиктованное страхом. Страхом, что спрос на услуги этого вуза у абитуриентов упадет. Но пока им не страшно. Потому что в вуз пока идут не за образованием, дающим возможность получить работу. Туда идут за дипломом. А работа – она же для молодых россиян сама по себе не ценность. Мы же не Испания какая-нибудь, в конце-то концов. Пока мы распродаем свои недра – работы, пусть самой выхолощенной и ненужной – в принципе хватит всем. Так что – продолжаем бодро идти на XYZ.
Finversia.ru